Учебные материалы

Учебно-методический комплекс дисциплины при кредитной системе обучения.

Кредитная система обучения существенным образом меняет работу преподавателей, ставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создание нового учебно-методического обеспечения учебного процесса, обеспечивая, прежде всего более высокую качественную значимость самостоятельной работы обучающихся, уделив при этом серьёзное внимание содержанию материала для аудиторной и вне аудиторной работы.

В кредитной системе обучения предусматривается полный учёт интересов обучающихся, обеспечение их образовательных потребностей, создание конкуренции между преподавателями, совершенствование и применение различных методов обучения, в том числе и улучшение качества учебно-методического обеспечения.

Учебно-методические комплексы дисциплин традиционно являются основой организационно-методического обеспечения учебного процесса.

Учебно-методические комплексы дисциплин разрабатываются в соответствии с содержанием ГОСО РК, образовательной программой, каталогом элективных дисциплин, рабочим учебными планами специальности/ образовательной программы и отражают основное содержание преподаваемой дисциплины, что призвано облегчить выбор обучающимся дисциплины/модуля и соответственно траектории обучения.

Учебно-методические материалы по дисциплине направлены на решение следующих задачи:

  • определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе конкретной специальности/образовательной программы;
  • реализация междисциплинарных логических связей образовательной программы;
  • распределение учебного времени по тематике и видам учебных занятий;
  • организация самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время;
  •  активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся;
  • обеспечение взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

Государственный общеобязательный стандарт высшего и после вузовского образования (ГОСО)

определяет требования к содержанию образования с ориентиром на результаты обучения, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки обучающихся, сроку обучения в организациях высшего и (или) послевузовского образования.

Целью данного стандарта является определение структуры и содержания образовательно-профессиональных программ высшего профессионального образования.

Учебно-методической комплекс специальности/образовательной программы должен включать:

  • рабочий учебный план;
  • каталог элективных дисциплин;
  • карту учебно-методической обеспеченности дисциплин специальности/образовательной программы;
  • методические указания по прохождению профессиональных практик;
  • методические указания по выполнению дипломных работ (проектов);
  • методические указания по итоговой государственной аттестации обучающихся

Учебно-методический комплекс дисциплины должен включать:

  • типовую учебную программу дисциплины (если дисциплина из обязательного компонента);
  • рабочую учебную программу дисциплины;
  • программу обучения по дисциплине (Syllabus) для студента;
  • карту учебно-методической обеспеченности дисциплины;
  • лекционный комплекс (тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал; список рекомендуемой литературы);
  • планы семинарских (практических) занятий;
  • методические рекомендации по изучению дисциплин;
  • методические рекомендации и указания по типовым расчётам, выполнению расчётно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ);
  • материалы для самостоятельной работы обучающегося: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоёмкости и литературы;
  • методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчётной документации;
  • материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (письменные контрольные задания, тестовые задания; перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты и др.);
  • программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины); перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждается на заседании кафедры и учебно — методической комиссии по качеству.

Учебный процесс осуществляется с учетом всех видов занятий: лекционных, семинарских (практических), лабораторных, СРО – СРСП и СРС, курсовых работ и проектов, видов практики.

СРО — самостоятельная работа студента (обучающегося), которая составляет 2/3 от общей трудоемкости курса.

СРСП — самостоятельная работа студента под руководством преподавателя. Занятия СРСП проводятся в виде консультаций по выполнению домашних практических заданий, по написанию курсовых проектов или работ, контрольных работ, или проектов, эссе, докладов, рефератов, сочинений, по составлению аннотированной картотеки, по выдвижению гипотез, по подготовке к коллоквиуму и других различных видов работ, а также в виде их контроля и оценивания.

СРС — внеаудиторная самостоятельная работа студента. Она организуется как вид поисково-исследовательского характера учебно-познавательной деятельности, управляется через учебно-методические материалы.

Конечный результат – овладение умениями самообразовательной деятельности как реализация концепции «Образование через всю жизнь».