Статья Баймухамедова М.Ф. в Республиканскую газету

Фев 9, 2024

В обществе, основанном на знаниях, университеты играют ключевую роль в подготовке новой генерации человеческого капитала, восприимчивого к инновациям, в этих условиях образование направлено на повышение качества образовательных услуг и приближение их к мировым стандартам. С целью создания непрерывного, опережающего и открытого образования способного интегрироваться в мировое образовательное пространство необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности, что характеризует доминирующие тенденции, определяющие развитие системы образования.

Президент Касым-Жомарт Токаев на пленарном заседании августовской конференции педагогов заявил, что Казахстану необходимы принципиально новые подходы в сфере образования. В беседе с преподавателями   президент подчеркнул важность повышения качества образования в стране. «Я очень серьезно отношусь к этой сфере. Мы будем рассматривать все эти вопросы в порядке приоритета, потому что без знаний, без культуры знаний и без науки Казахстан не сможет дальше развиваться.  

Применение современных технологий позволит в краткие сроки и эффективно модернизировать систему образования. Мы должны развивать сферу образования и развитие вузов в соответствии с лучшими международными стандартами» — сказал Президент, выступая на Республиканском съезде педагогов

Образовательное пространство современного высшего учебного заведения будет формироваться как открытая система с интеллектуально развитым интерфейсом взаимодействия всех участников довузовского, вузовского и послевузовского образовательного процесса. Формирование и поддержка такого пространства невозможна без внедрения инновационных подходов в использовании информационно- коммуникационных технологий.

Перспективы развития высшей школы на современном этапе прежде всего будут связаны с интеллектуализацией и роботизацией процесса обучения. В настоящее время в системе образования достаточно широко внедрены инновационные технологии обучения: дистанционные технологии, электронные учебники, виртуальные библиотеки, образовательные порталы, представляющие собой аппаратно — программные комплексы, предназначенные для эффективного управления основными бизнес-процессами вуза, ключевыми информационными ресурсами и сервисами.  Эти технологии позволили в значительной мере повысить эффективность вузовской деятельности, улучшить качество обучения.

 Министр науки и образования, Саясат Нурбек, в своих выступлениях неоднократно указывал на то, что в целях дальнейшего развития высшего образования необходимо устанавливать сотрудничество с ведущими зарубежными вузами.

  В свете сказанного, следует   предусмотреть следующие направления развития вузов республики в рамках концепции «индустрия 5.0»:

  1. Развитие сотрудничества с зарубежными вузами, продвинутыми в области цифровизации, IТ технологий, роботизациии и искусственного интеллекта, совместная разработка научно-исследовательских проектов по цифровизации системы образования, привлечение ученых и педагогов из этих вузов при подготовке специалистов с высшим образованием.
  2. Развитие информационно-образовательной среды цифрового образования, которая включает:

— технические ресурсы: компьютеры, планшеты, мобильные устройства, сети, видеосистемы, интерактивные экраны;

— образовательные ресурсы: программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы, информационно-образовательные порталы, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки, облачные ресурсы, вебинары, телеконференции;

— управление образовательным процессом: дистанционное обучение, электронная почта, социальные сети, личный кабинет в облаке, форма обучения.

  1. Внедрение в образовательный процесс современных технических средств обучения, сервисы онлайн-поддержки образовательного процесса и программного обеспечения дистанционного обучения.
  2. Применение в учебном процессе методов и моделей ИИ, а также робототехнических средств обучения.

 Интеллектуализация и роботизация учебного процесса вуза обеспечит повышение качества подготовки специалистов.

 В настоящее время группа ученых из Костанайского социально-технического университета имени академика З. Алдамжар под моим руководством работает над проектом «Роботизация системы высшего образования». Целью проекта является создание программных интеллектуальных обучающих роботов, которые полностью обеспечивают дистанционное обучение студентов без участия преподавателей по различным дисциплинам с применением методов искусственного интеллекта и с учетом индивидуальных характеристик и траекторий обучаемых.

Реализация данного проекта в перспективе предусматривает создание открытых университетов нового типа, оснащенных роботами-профессорами и роботами-ассистентами, т.е., роботизированных открытых университетов, исключающих участие профессорско-преподавательского состава в обучении студентов и обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов с высшим образованием.

 Обучение в этих университетах будет осуществляться дистанционно и охватывать все регионы нашей республики. Обучаемый из любого города, деревни или поселка, имеющий персональный компьютер, будет в онлайн (интерактивном) режиме осваивать программу подготовки по выбранной им специальности и по окончанию подготовки получать соответствующий документ (диплом, сертификат и т.п.). Важно отметить, что роботизация обучения студентов будет обеспечивать высокое качество подготовки, поскольку роботы-профессора и роботы- ассистенты будут использовать новейшие технологии обучения и наиболее качественные учебные материалы на основе применения методов и средств искусственного интеллекта. База знаний в этих роботах будет создана на основе лекций и научно-методических трудов крупнейших ученых и педагогов с мировым именем. Роботы будут полноценно проверять письменные работы и экзаменационные задания с помощью установленных метрик и эталонов, которые будут исключать предвзятость либо некомпетентность преподавателей. Проведение контрольных мероприятий, т.е., прием зачетов и экзаменов будет производиться в региональных образовательных центрах дистанционного обучения, входящих в структуру открытого университета. Следует отметить, что создание роботов-преподавателей – важное направление в области искусственного интеллекта и робототехники. Внедрение программных роботов-преподавателей в вузах нашей республики приведет к революционным преобразованиям в сфере образования и обеспечит высокое качество обучения практически по всем формам подготовки специалистов.

Внедрение программных роботов преподавателей будет реализовано в виде набора модулей, которые обеспечивают:

— авторизованный доступ обучающихся к учебным материалам и протоколирование процесса их обучения;

— оперативную и гибкую настройку логики обучающей программы под соответствующие учебные планы специальностей;

—   интеграцию обучающей программы с требуемыми корпоративными приложениями;

— подготовку, структурирование, хранение и визуализацию учебных материалов во всех форматах, применяемых для электронных документов;

—  экспорт и импорт данных в заданных форматах из единой базы данных, что позволяет использовать одни и те же материалы в разных учебных программах;

—  оперативное подключение внешних динамических источников информации.

В заключение следует отметить, что   созданные нами программные роботы преподаватели могут применяться не только в вузах, но и в школах, лицеях и колледжах. Учебная база в этих роботах будет формироваться в соответствии с учебными программами этих заведений. Эти роботы найдут широкое применение в сельских малокомплектых школах. 

Реализация наших идей и рекомендаций по роботизации  обучения приведет к поистине революционному преобразованию высшего образования как в нашей стране, так и в мировом образовательном пространстве. В ближайшем будущем будут закрыты вузы со слабым научно-педагогическим потенциалом, не имеющие материально-технической базы, отвечающей современным требованиям, а также с небольшим контингентом студентов. В перспективе крупные национальные университеты будут преобразованы в роботизированные открытые университеты, которые будут обеспечивать дистанционную подготовку специалистов по различным востребованным профессиям за счет качественного обучения студентов без участия преподавателей.

По аналогии с роботизированными предприятиями, выпускающими продукцию без участия рабочих, роботизированные университеты будут готовить специалистов, заменяя традиционных преподавателей роботами-профессорами и роботами-ассистентами. Эти университеты будут выпускать высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, применяя современные технологии обучения, используя качественные учебные материалы, учитывая индивидуальные особенности и навыки студентов. Роботизированные открытые университеты дадут возможность получить высшее образование людям, которые хотят учиться в удобное время и в удобном месте.

 

 

 

Баймухамедов Малик Файзулович,

доктор технических наук, профессор,

проректор по науке и международным

связям КСТУ им. З.Алдамжар.