Вопросы обеспечения качества высшего образования обсудили в астане

Янв 29, 2024

Ректор университета, Абдуллин Р.Б., сегодня принял участие в  Форуме «Обеспечение качества высшего образования: состояние и перспективы развития», организованный Комитетом по обеспечению качества высшего образования Министерства науки и высшего образования РК.

В Форуме приняли участие министр науки и высшего образования РК, ректоры высших учебных заведений, представители НПП «Атамекен» и Европейского реестра гарантии качества образования (EQAR).

В рамках мероприятия прошли 3 тематические сессии: «Тюнинг внутренней системы обеспечения качества ОВПО», «Совершенствование подготовки научных кадров», «Совершенствование системы государственного регулирования сферы высшего и послевузовского образования».

Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек открыл Форум приветственной речью и отметил, что в следующем десятилетии основное внимание будет уделяться навыкам, а новые методы позволят оценить и развить основные компетенции будущего. Целостное образование, способствующее как академическому, так и личностному росту, будет иметь решающее значение для успеха обучающихся.

«Мир высшего образования находится в постоянном движении, как и сфера обеспечения качества. По мере появления новых тенденций учебные заведения должны оставаться гибкими, адаптируясь к тому, чтобы их механизмы контроля качества были надежными, актуальными и действительно отражали потребности современных студентов. Сейчас фокус в высшем образовании направлен на подготовку квалифицированных кадров, адаптированных под настоящий рынок труда. Качество высшего учебного заведения оценивается именно этим критерием. Если рынку труда нравятся ваши продукты в виде выпускников, они конкурентоспособны и обладают тем набором знаний и навыков, который востребован, это и есть правильно выстроенная система внутри вуза. И для реализации этой задачи в этом году в пилотном режиме запускается новая ранняя оценка навыков студентов по требованиям рынка труда», — подчеркнул глава ведомства.

В рамках «Совершенствование подготовки научных кадров» спикеры поделились опытом подготовки докторантов в отечественных и зарубежных вузах, рекомендациями по экспертизе и рецензированию докторских диссертаций, предложениями по стратегии развития казахстанских научных журналов, обозначили проблемы ретракции статей казахстанских авторов в зарубежных изданиях.

Во время тематической сессии «Совершенствование системы государственного регулирования сферы высшего и послевузовского образования» спикеры затронули тему внедрения новой регуляторной политики с «чистого листа», обсуждению новых подходов проведения государственного контроля, совершенствования КВТ, особенностям работы в ИС «EPVO». Особое внимание было уделено организации учебного процесса в вузах и лицензированию образовательной деятельности при подготовке медицинских кадров.

На пленарной сессии Форума были представлены Планы Комитета по дальнейшему развитию системы обеспечения качества казахстанского высшего образования. Особое внимание уделено модели и принципам построения внутренней системы обеспечения качества и роль искусственного интеллекта в повышении качества высшего образования.

Директор департамента развития человеческих ресурсов НПП «Атамекен» представил итоги рейтинга 2000 образовательных программ 95 высших учебных заведений, которые оценивались по 19 критериям, среди них: карьерные перспективы выпускников, показатели качества образовательных программ, достижения образовательных программ, оценка содержания и общие показатели.

Стоит отметить, что Национальный рейтинг играет особую роль в повышении качества высших учебных заведений. Поэтому в фокусе внимания Форума были вопросы международной практики создания академических рейтингов и методологии формирования национального рейтинга в системе отечественного высшего образования.

Кроме того, в работе Форума принял участие президент EQAR Стефан Левик. Он отметил общность проблем в обеспечении качества высшего образования европейских и казахстанских вузов, а также необходимость и важность вхождения аккредитационных органов в EQAR.